Интервью с Гузель Улумбековой

You need to a flashplayer enabled browser to view this YouTube video

Гузель Улумбекова, председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству: «Заработная плата медицинских работников должна быть на 50% выше, чем средняя заработная плата в экономике»

- Какие проблемы в сфере здравоохранения вы считаете самыми актуальными? Какие вопросы, на ваш взгляд, необходимо решать в первую очередь?
- Самая главное проблема: нет врача - нет физической доступности медицинской помощи. Вторая проблема, которая у нас стоит, - квалификация врачей, потому что нет квалифицированного врача - нет квалифицированной медицинской помощи. И уже на третьем месте, я считаю, нужно решать проблемы лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях. Пациент, которому назначили лекарства, не должен задумываться, купить это лекарство за собственный счет или яблоки ребенку. И только на четвертом месте - это уже решение материально-технического обеспечения, ремонтирование зданий: можно построить хорошие здания, оснастить их оборудованием, но они будут простаивать из-за проблемы отсутствия медицинских кадров.

- Почему вы считаете, что в ближайшее время система здравоохранения столкнется с проблемой дефицита кадров? И можно ли избежать этого?
- Причины - низкие заработные платы, соответственно, уход кадров из отрасли. Вторая причина, по которой мы столкнемся с дефицитом кадров, это то, что у нас сегодня демографический провал и, соответственно, число выпускников всех вузов, в том числе и медицинских, будет падать. Третья причина - это то, что у нас велико число кадров пенсионного и предпенсионного возраста, а именно 50%. В силу этих причин мы можем столкнуться с дефицитом кадров в системе здравоохранения. Чтобы избежать дефицита, нам надо поднять заработную плату медицинских работников. С моей точки зрения, она как минимум должна быть на 50% выше, чем средняя заработная плата в экономике. Сегодня средняя заработная плата на 21% ниже. Это и обуславливает отток кадров из отрасли: они идут в фарминдустрию, лекарства продают, тометрией занимаются, а многие уходят на заводы - если там зарплата повыше, медсестры уходят в продавщицы. Вот такая проблема у нас. И эта проблема, которую всем необходимо решать.

- Как вы оцениваете результаты реализации нацпроекта «Здоровье»?
- Я большая сторонница приоритетного национального проекта «Здоровье». За последние пять лет реализация этого проекта, государственное финансирование здравоохранения увеличилось ежегодно на 10%. И в общей сложности на это потрачено практически полтриллиона рублей. Это большая сумма, но не достаточная. И кстати, благодаря этому, мы смогли многого добиться и в здравоохранении: были повышены заработные платы врачей первичного звена, было поставлено оборудование. И все это для людей было - если вы поедете по регионам - большим подспорьем. Но все равно этого недостаточно. Эти проблемы должны решаться дальше в том же направлении, в этой положительной динамике, но еще более эффективно. Потому что, собственно, в расходах на здравоохранение, те, которые мы тратим на здравоохранение из государственных или частных источников, практически 50-60% - это и есть заработная плата врачей. То есть вы понимаете, что если мы увеличим финансирование в 1,7 раза, соответственно, поднимается и заработная плата врачей. Это будет очень существенным шагом для обеспечения притока медицинских кадров в отрасль, их возврата.

- Достаточно ли для развития системы здравоохранения существующего уровня финансирования?
- Если говорить в цифрах, то в 2009 году территориальная программа государственных гарантий, которая должна исполняться в соответствии с установленными федеральными нормативами, была не исполнена в 90% субъектов Российской Федерации. То есть даже федеральный норматив финансирования не был исполнен. Общий дефицит финансирования составил 400 млрд рублей, это практически треть всей программы государственных гарантий России. Это очень большие средства. То есть даже от установленных федеральных нормативов из-за нищеты субъектов России мы не можем обеспечить достаточный уровень медицинской помощи даже по установленным федеральным нормативам. А если мы перейдем на оказание медицинской помощи по порядкам и стандартам, что совершенно будет справедливо, то потребуются еще большие деньги. И этот вопрос также должен быть отражен в законе об охране здоровья граждан.

- Какие вопросы можно решить на уровне руководителей медучреждений? Все ли зависит от органов власти?
- Хороший вопрос. Думаю, от руководителя учреждения зависит, как эффективно будут тратиться денежные средства с точки зрения большей свободы закона о бюджетных учреждениях. Часть из них будет казенными, бывшие бюджетные учреждения, и новые бюджетные учреждения, которые будут обладать большей свободой в управлении средств. С этой точки зрения более эффективный руководитель, владеющий современными подходами и в управлении предприятием, и в управлении персоналом, может добиться лучших результатов, деньги не будут уходить на ненужные затраты.

Простой пример приведу. Можно купить новое оборудование, а можно затратить средства на теплоэнергосберегающие технологии, и этим сократить свои расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. Вот простой пример, как руководитель может повлиять. Но, конечно, интегрально деньги поступают за пролеченных больных по тарифам, которые, собственно, зависят от объемов финансирования здравоохранения. Поэтому когда система в целом недофинансирована, руководитель может существенно повлиять только в части оптимального использования уже имеющихся средств. И это во многом зависит от руководителя.

Но меня нельзя однозначно понять в части закона о бюджетных учреждениях и казенных учреждениях, это 83-й закон. С моей точки зрения, здесь надо было сохранить субсидиарную ответственность собственника, то есть этих учреждений: муниципалитетов, регионов, которые в случае, если учреждению не будет хватать средств на оказание медицинской помощи, могут субсидировать затраты на оказание медицинской помощи населению. Поэтому он двоякий: в нем есть положительные нормы, и те, которые несут значительные риски для населения в качестве доступности медицинской помощи, потому что учреждению придется выживать, и соответственно, при низких тарифах им придется увеличить объемы платных медицинских услуг.

Октябрь 2010

© Всероссийский форум Руководителей учреждений системы здравоохранения
© Группа Компаний «Открытый Диалог»

тел.: + 7 (495) 966-13-43, (499) 372-10-39 |   e-mail: orgcom@od-group.ru